TO-classic
О насКак нас найти?
info@classic-ivanovo.ru
Видеозаписи      Аудиозаписи      Фотогалерея      Статьи

04

04/2017

В мире Тарковского

В начале апреля в нашем регионе традиционно проходят мероприятия, приуроченные ко дню рождения нашего земляка, кинорежиссера Андрея Тарковского. 4 апреля этого года ему исполнилось бы 85 лет. «Классика», как обычно, пригласила ивановцев и гостей города на Дни памяти Тарковского.


4 апреля состоялось заседание киноклуба «Диалог», посвященное юбилею кинорежиссера. В художественной галерее «Классика» участников встречала фотовыставка «В мире Тарковского».

Фотографии из частных собраний представляют рабочие моменты съемок, кадры из кинофильмов Тарковского, людей, с которыми сотрудничал и был знаком режиссер.

«Мы решили создать некую компиляцию из выставок, которые проходили в Дни памяти Тарковского в «Классике», – рассказал ведущий киноклуба, профессор ИвГПУ Евгений Борзов.

Он также отметил, что в Ивановской области Дни памяти Тарковского проводятся уже 10 лет, и представил фильм о том, как проходили эти мероприятия на разных площадках нашего региона, в том числе и в «Классике». Участниками творческих встреч в нашем зале были художник по костюмам Нэлли Фомина, режиссеры и актеры Николай Бурляев, Наталья Бондарчук, Евгений Цымбал, работавшие с Тарковским, исследователи творчества режиссера Сергей Загребин, Игорь

Евлампиев и другие.

Затем состоялся показ документального фильма «Отраженное время», снятый Евгением Борзовым. Это первый его фильм о творчестве Тарковского снятый 20 лет назад. «Я путешествовал по миру и приобретал дневники Тарковского на иностранных языках. Потом в течение нескольких лет переводил на русский, – поделился Евгений Юрьевич. – В то время в России никто не знал об этих дневниках. В своем фильме я хотел показать Тарковского не через призму интерпретаций различных исследователей о режиссере, а позволить самому Андрею Арсеньевичу высказаться о своем творчестве через дневниковые записи».

Фильм вызвал интерес участников киноклуба. После просмотра состоялось обсуждение, в ходе которого зрители задавали вопросы автору фильма.

На следующий день, 5 апреля, Дни памяти Тарковского в «Классике» продолжил фильм «Солярис», снятый режиссером в 1972 году. Конечно, эта картина хорошо известна зрителям: она много раз демонстрировалась на экранах страны и по телевидению. Несложно найти этот фильм и в Интернете. Но киноклуб «Диалог» представил на этот раз режиссерскую версию «Соляриса», что вызвало немалый зрительский интерес. Зал «Классика» в этот вечер был полон.

Версия фильма, которой не было в прокате, включает в себя фрагменты, не вошедшие в картину. Большая часть – это сцена в зеркальной комнате, от которой впоследствии отказался сам Тарковский при монтаже фильма.

Евгений Борзов рассказал зрителям, что идея создания этой сцены принадлежала оператору Вадиму Юсову. «Я предложил Андрею зеркальную комнату в качестве пространства для некоторых сцен, – вспоминал он. – Она должна была рождать бесконечную перспективу отражений. Но когда мы построили эту комнату и сняли общую сцену, художник-постановщик Михаил Ромадин не принял это и во время монтажа посоветовал Тарковскому убрать эти эпизоды из фильма. Я не настаивал. Руководить должен был Тарковский, с которым мы были единомышленниками».

Полная версия «Соляриса» хранится в Госфильмофонде. Сцена в зеркальной комнате восхищала всех, кто ее видел. Однако режиссер изъял ее из фильма. Этот его шаг поклонники творчества Тарковского связывают с цензурой. Но на самом деле цензуру эта сцена не волновала – Тарковский исключил ее по внутренним мотивам.

Вот мнение по этому поводу критика Дмитрия Салынского: «По сути, в этой сцене много киноязыка, а Андрей Арсеньевич пытался от этого языка освободиться. Он уходил от сложностей к простому изображению внутренне очень ложных вещей».

Почему Таковский исключил из фильма сцену в зеркальной комнате, участники киноклуба «Диалог» могли сделать свои выводы, посмотрев режиссерскую версию «Соляриса».

Дни памяти Тарковского в «Классике» прошли насыщенно. Приятно было видеть среди многочисленных зрителей молодежь, значит, фильмы Тарковского, которые наводят на размышления, заставляют искать глубинный смысл, остаются интересными для новых поколений.


А. Турканова

Яндекс.Метрика