TO-classic
О насКак нас найти?
info@classic-ivanovo.ru
Видеозаписи      Аудиозаписи      Фотогалерея      Статьи

07

04/2017

Антон Жуков: «Интересно быть в диалоге со зрителем»

Русский народный инструмент балалайка редко встречается в сольных концертах, в отличие от фортепиано или скрипки. Чаще мы слышим ее в ансамблях русских народных инструментов. Поэтому концерт лауреатов международных конкурсов, балалаечника Антона Жукова и пианиста Сергея Соболева 7 апреля стал заметным событием в концертном зале «Классика». Кроме того, концерт прошел в необычном формате – творческой встречи.

«Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения, – сказал Экзюпери. И сегодня мы пообщаемся с вами и, конечно, сыграем для вас хорошую музыку», – так объяснил выбор формата для концерта Антон Жуков.

А свое выступление музыканты начали с вальса «Балалайка» Василия Андреева, основателя великорусского оркестра, который вывел этот инструмент на сцену. В следующем году, рассказал Антон Жуков, исполнится 130 лет первому концерту балалайки, который состоялся в Петербурге.

Концерт продолжили произведения Е. Тростянского «Гротеск и размышление» и «Ноктюрн», две транскрипции С. Рахманинова вальсов Ф. Крейслера, композиция В. Городовской «Памяти Есенина». Музыканты комментировали сыгранные произведения, рассказывали об их авторах.

Как и предполагает формат творческой встречи, зрители смогли задать музыкантам вопросы. Отвечая на один из них – о том, как принимает публика балалайку за пределами России, Антон Жуков рассказал, что порой за границей этот инструмент вызывает больший интерес, чем у нас. Он вспомнил, как в Италии на их концерт за две недели были распроданы все билеты в зал на 2300 мест и остальных зрителей рассаживали на стулья. Балалайку за границей давно уже никто не воспринимает как экзотику.

Другой вопрос от зрителей касался инструмента, на котором играет Антон. Он рассказал, что его балалайка сделана одним из самых лучших мастеров Евгением

Виноградовым. Так сложилось, что Антон всегда играл на инструментах этого мастера.

И вновь звучала балалайка. Надо сказать, что многие впервые слышали ее под аккомпанемент фортепиано, и это сочетание было удивительно красивым. Интересно прозвучали произведения, которые мы привыкли слышать в исполнении на других инструментах. Это вариации на тему Н. Паганини, фантазии П. Сарасате на тему оперы «Кармен».

Антон Жуков, кроме концертной деятельности, сотрудничает с московским театром «Сфера», является заместителем директора по культуре международного центра развития социально значимых проектов «Святые лавры Руси Православной». Его знают многие кинематографисты. Он автор идеи и художественный руководитель фестиваля искусств «Дни Шукшина». В прошлом году в рамках этого фестиваля вместе с актером Андреем Мерзликиным они поставили спектакль, основанный на письмах, воспоминаниях, публицистике писателя. Антон представил зрителям «Классики» фрагмент из этого спектакля.

Тема творчества Шукшина не оставляет музыканта. По просьбе народного артиста РФ Сергея Никоненко, с которым он дружит и сотрудничает, Антон написал музыку к фильму «Охота жить» по рассказам В.Шукшина (2014).

Творческая встреча с музыкантами в «Классике» была живой и интересной. С Антоном мы продолжили беседу.

- Вы занимаетесь балалайкой с четырех лет. В этом возрасте, как правило, за нас принимают решения взрослые. Чья была идея приобщить Вас к музыке?

- В моей семье нет ни одного музыканта. Но моя бабушка по линии мамы очень хорошо поет. Но возможности учиться этому профессионально у нее не было. Она всегда хотела, чтобы ее дети занимались музыкой. Но ни моя мама, ни тетя не имели таких способностей. Поэтому бабушка мечтала, чтобы ее внук был обязательно музыкантом. Художественный руководитель хора при доме культуры, в котором она пела, у нас, в Липецке, прослушав меня, определила абсолютный слух и посоветовала меня отдать на скрипку. Запротестовал мой папа, который работал на заводе в три смены, заявив, что «пиликанья» он не выдержит.

Тогда решили попробовать баян. Но оказалось, что на баян берут только с 8 лет, и нам предложили заняться пока балалайкой. И это увлечение оказалось навсегда.

- Когда состоялись Ваши первые гастроли?

- С первым концертом мы поехали в область, и я тогда заработал 25 рублей. Это очень приличная сумма для того времени. Мне было 6 лет. С 8 лет я стал принимать участие в различных конкурсах, а сами гастроли начались с 1995 года: мы поехали выступать в Париж от благотворительного фонда «Новые имена», я являлся его стипендиатом. Мне было тогда 10 лет.

- Вы автор и участник нескольких проектов, связанных с творчеством Шукшина. Чем Вас так заинтересовал этот писатель?

- Началось всё с фильма «Калина красная», который я посмотрел по совету мамы. Этот фильм заставил меня пойти в книжный магазин и купить книгу с произведениями Шукшина. Я понял, что передо мной огромный автор, и вся его кинематографическая деятельность выходит из его писательской сущности. Шукшин, что называется, задел меня за живое.

В 2009 году, в канун 80-летия писателя, мы решили сделать вечер его памяти. В процессе подготовки этого вечера я понял, что вырастает целый фестиваль. Тогда, в рамках первого фестиваля, впервые мы показали полную ретроспективу фильмов Шукшина, включая его режиссерские и актерские работы, а также фильмы, снятые по его произведениям.

- Чем Вам интересен формат творческой встречи со зрителями?

- Интересно быть с ними в диалоге, интересно узнать, чем люди живут в провинции. Я приезжал с концертом в Иваново лет 15 назад. А сегодня я познакомился с прекрасным залом «Классика», где есть уникальный рояль со своей историей.

Когда приезжаешь в провинцию и узнаешь, что здесь есть увлеченные люди, которые поддерживают культуру, вкладывают свои средства, – это как бальзам на душу. Поэтому Александру Ивановичу Иванникову – низкий поклон!

Алина Турканова

Яндекс.Метрика