| ||||
4 апреля, в день рождения выдающегося режиссера Андрея Тарковского, в «Классике» прошла творческая встреча, посвященная его кинонаследию, с писателем, культурологом, киноведом из Санкт-Петербурга Львом Наумовым.
Встречи с кинематографистами, исследователями творчества А. Тарковского в день его рождения давно стали традицией «Классики». Гостя из Санкт-Петербурга представил руководитель киноклуба «Диалог» Евгений Борзов. Лев Наумов занимается исследованием творчества музыкантов, писателей, кинематографистов, таких как А. Башлачев, С. Беккет, К. Нолан, С. Параджанов, А. Кайдановский. На встрече с ивановской публикой Лев Александрович презентовал свою книгу «Итальянские маршруты Андрея Тарковского». «Представлять ее здесь для меня – это особая честь, - рассказал писатель, - потому что появление этой книги связано с Ивановской землей. В 2013 году на конференции кинофестиваля «Зеркало» я сделал доклад «Итальянские маршруты А. Тарковского». В ходе работы над ним стало понятно, что это исследование нужно продолжить. Я не подозревал, что это выльется в такую книгу и 8 лет жизни». В центре внимания автора – зарубежный период творчества Тарковского и два его последних фильма – «Ностальгия» и «Жертвоприношение». В то же время писатель так или иначе рассматривает все фильмы режиссера. Книга вмещает в себя страницы биографии Андрея Арсеньевича, воспоминания, культурологические справки, историческое исследование. На вечере Лев Наумов поделился мнением о том, что Тарковский удивительным образом мог адаптироваться под непростые творческие обстоятельства, в которых оказывался. То, что, могло стать для других режиссеров помехой в создании фильма, в случае с Тарковским шло на пользу, он находил в любых обстоятельствах всё, что нужно для создания шедевра. В подтверждение этого писатель приводил примеры историй создания его фильмов. Так, картину «Иваново детство» Тарковский продолжил за другим режиссером, но сделал ее «своей» до такой степени, что у зрителя нет никаких сомнений, что это именно фильм Тарковского. Сложности преследовали фильм «Сталкер»: неоднократно переписывался сценарий, задерживались съемки, менялись кинооператоры. История кино знает много случаев, когда при подобных обстоятельствах картина вообще закрывалась, но Тарковский на каждом этапе работы, преодолевая трудности, совершенствовал свой замысел. Лев Наумов также рассказал о художественных особенностях фильмов «Ностальгия» и «Жертвоприношение», в чем их отличие от кинолент, снятых Тарковским в СССР. Киновед предложил участникам встречи посмотреть фрагмент из «Ностальгии», вместе пройти сцену в храме и обратить внимание на некоторые важные детали, которые обычно зритель не замечает. Затем гость «Классики» ответил на вопросы зрителей. Участники встречи интересовались, почему культуролог заинтересовался творчеством Тарковского и какое влияние оно оказало на него, какой фильм считается вершиной творчества режиссера, каким его планам не суждено было воплотиться. Живой разговор людей, увлеченных кино Тарковского, длился более полутора часов. Встреча с писателем и киноведом Львом Наумовым была обоюдно интересна.
Алина ТУРКАНОВА
|