| ||||
1 апреля в «Классике» открылся II фестиваль «Весенние воды», посвященный Сергею Рахманинову. Этот музыкальный проект впервые прошел на Ивановской земле под эгидой нашего творческого объединения в 2023 году и имел успех. И через год, в день рождения великого композитора, фестиваль снова пришел в наш край, чтобы в течение трех недель радовать поклонников классической музыки.
Как и в прошлом году, основные мероприятия фестиваля проходят в Иванове и Вичуге. Именно с Вичугой связано пребывание Сергея Рахманинова на Ивановской земле: там он провел два лета 1892 и 1894 гг., в имении фабриканта А. Коновалова. Первый концерт фестиваля нынешнего года прошел в «Классике». Его открыл генеральный директор «НПО Консультант» Александр Иванников. Зрителей приветствовала первый заместитель директора Департамента культуры Ивановской области Светлана Гусева. Она поздравила с открытием фестиваля, поблагодарила организаторов и пожелала всем прекрасных встреч с музыкой. В этот день выступили хоровые коллективы под управлением профессора Евгения Боброва – инициатора и художественного руководителя проекта «Весенние воды», а также заслуженная артистка РФ Яна Иванилова (сопрано). Романс С. Рахманинова «Весенние воды» на стихи Ф. Тютчева в исполнении Концертного хора мальчиков Хоровой школы им. А.М. Жуковского дал старт фестивалю. Это произведение стало визитной карточкой проекта и звучало в течение фестивальных дней в разных исполнениях не один раз. Юные хористы и мужской хор «Классика» порадовали зрителей исполнением произведений русских композиторов и духовной музыки. Интересную программу представила Яна Иванилова. Вначале мы услышали произведения Грига. Эту северную музыку, как призналась Яна, она чувствует по-особенному. Из русских композиторов звучали Глинка, Чайковский и, конечно, Рахманинов. Певица исполнила несколько его романсов, и ее подача передавала не только красоту музыки, но и трепетное отношение самой певицы к этим произведениям. Это был не первый концерт Яны Иваниловой в «Классике». Впервые она вышла на нашу сцену в 2012 году. В интервью мы попросили ее вспомнить о том выступлении.
- Я хорошо помню тот концерт, у меня сохранились фотографии. Я выступала с Михаилом Никешичевым, на сцене был ансамбль. Мы представили «Венецианские гонки» Д. Россини – это было редкое исполнение произведения с ансамблем. Был замечательный концерт. Помню очень хорошую публику и даже лица зрителей.
- Рахманинов занимает в Вашем творчестве значительное место. В 2018 году у Вас даже был проект «Все романсы Рахманинова». Чем для Вас является музыка этого композитора? - Я вам очень благодарна за этот вопрос, потому что Рахманинов – один из самых любимых и главных композиторов в моей жизни. Впервые я встретилась с его музыкой, когда исполняла его «Колокола» с Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнева. Я не совсем поняла это произведение, мне нужно было время дозреть, чтобы открыть эту музыку. Прошло время, и сейчас ее красота невероятно волнует мою душу. Как Пушкин в литературе, так и Рахманинов в музыке открывается по-новому в каждом возрасте, все глубже и глубже. Рахманинов и Чайковский затронули что-то необыкновенное в русской душе. Я бы сформулировала так: «Рахманинов – наше всё». Я очень люблю Ивановку, приезжаю туда, как только появляется возможность, и чувствую Сергея Васильевича как очень близкого человека.
- Романсы композитора – это особая часть его творчества. - По сути своей романсы Рахманинова – это музыкальная поэзия. Мне очень жаль, что в наше время у людей пропадает к ней интерес, и сейчас из эстрады, которая все больше приближается к «читке», уходит мелодия, музыкальная мысль. Жанр романса в творчестве Рахманинова – это абсолютная вершина. Сегодня прозвучал романс «Сон» из 38-го опуса. Этот цикл композитор написал в 1916 году, и ему нет аналогов в музыкальном мире. Шла война. Сергей Васильевич очень переживал за происходящее. Наверное, поэтому 38 опус – это пророчество России, что она уходит, как Китеж-град, погружается в реку Лету. Цикл проникнут ощущением, что автор лично теряет Россию. И передает он это через поэзию символистов. Томик со стихами А. Блока, Ф. Сологуба, А. Белого привезла ему поэтесса Мариэтта Шагинян в Кисловодск, где композитор находился на лечении. Сначала Сергею Васильевичу не очень понравились стихи, но он вчитался в них и создал совершенно уникальный цикл. Когда я исполняю этот опус, каждый раз переживаю огромное потрясение. К нему относятся две духовных песни, о которых музыкальный мир узнал не сразу. Дело в том, что цикл был посвящен выдающейся русской певице Нине Кошиц. Рахманинов отдал ей не 6 романсов, ставших сразу известными, а 8. Только после революции, уже находясь в Америке, певица, напечатала два недостающих.
- А есть среди романсов Рахманинова Ваш самый любимый? - Его невозможно выбрать. Мне очень нравится «Мы отдохнем» на слова из пьесы Чехова «Дядя Ваня». Очень люблю «Сирень», «Покинем, милая…». Для меня Рахманинов настолько близок, это даже не кожа – это моя душа.
- Какую еще музыку Вы любите исполнять? - Я исполняю всё – от барокко до современной музыки разных стран. Очень люблю Моцарта, Шуберта, Гайдна, Генделя, Скарлатти, Баха, Вивальди, сонатное творчество Бетховена – люблю очень многих авторов. Понимаете, песенный жанр композиторов – это творческая лаборатория для исполнителей. А главным своим делом я считаю русскую музыку. У нас огромное количество произведений не опубликовано. Вы себе не представляете, какими богатствами мы обладаем!
В такой атмосфере любви и неподдельного интереса к вокальному жанру, творчеству Рахманинова прошло наше интервью с Яной Леонидовной. Кстати, певица подготовила программу из цикла «Абсолютный слух» для канала «Культура», посвященную творчеству Сергея Васильевича. А на второй день фестиваля «Весенние воды» певица дала концерт в Вичуге. Мы рассказали лишь о первом дне фестиваля.
Алина ТУРКАНОВА |