TO-classic
О насКак нас найти?
info@classic-ivanovo.ru
Видеозаписи      Аудиозаписи      Фотогалерея      Статьи

13

01/2024

Алексей Гориболь (фортепиано) и Иван Сизов (баритон)

13 января 2024 года в «Классике» прозвучала программа «Из Серебряного века». Гостями нашего концертного зала были заслуженный артист России Алексей Гориболь (фортепиано) и Иван Сизов (баритон).

Алексей Гориболь представляет молодого певца, лауреата международых конкурсов Ивана Сизова (баритон), обладающего не только красивым голосом, но и артистической индивидуальностью, которая прекрасно раскрывается в произведениях, выбранных для концерта.

Программу данного концерта мог составить только такой выдающийся пианист, музыкальный деятель, генератор оригинальных творческих идей, как Алексей Гориболь. Соединение в одном концерте вокальных сочинений С. Рахманинова, Я. Сибелиуса и И. Шварца становится понятным, если вникнуть в логику автора программы.

Два из этих композиторов – юбиляры уходящего года. В 2023 году исполнилось 150-лет со дня рождения Сергей Рахманинов (1873 — 1943) и 100-лет со дня рождения Исаака Шварца (1923 — 2009). Но в отличии от музыкальных приношений других музыкантов юбилярам, Алексей Гориболь всегда стремится открывать слушателю малоизвестные страницы музыки даже очень известных композиторов. В данной программе это касается не только редко исполняемых романсов Исаака Шварца к фильму С. Соловьева «Станционный смотритель» и его же спектаклю «Дядя Ваня», но и сверх популярного русского гения Сергея Рахманинова. Все романсы Рахманинова, представленные в этой программе, позволяют открыть дополнительные грани в личности композитора, становятся поводом для воспоминаний не только «сюжетов» из жизни композитора, но и культурной жизни России на грани двух веков. Отсюда вытекает и уникальное и до этого не встречавшееся в камерно-вокальных программах, соединение романсов Сергея Рахманинова и финских композиторов. Однако, для Алексея Гориболя – это абсолютно эксклюзивная, но неслучайная идея. Поводом для погружения в своеобразный мир финской музыки стал фестиваль «В сторону Выборга», художественным руководителем которого уже более пятнадцати лет является Алексей Гориболь. Он проходит в пространстве Карельского перешейка, атмосфера которого хранит память о культурных связях российских и финских деятелей культуры.

Финские композиторы и поэты, представленные в программе, творили на рубеже XIX – XX веков. С Рахманиновым их объединяет не только время жизни, но и эпоха Серебряного века. Как и в творчестве Рахманинова мы слышим в их произведениях отголоски романтизма и ощущаем то, что ценил А. М. Горький в Рахманинове: «Как хорошо он слышит тишину!» – воскликнул писатель, услышав его музыку на одном из музыкальных вечеров в Репинских Пенатах, которые на Карельском перешейке являлись знаковым местом встреч выдающихся художников, музыкантов, поэтов. Сам же Рахманинов, отвечая американцу Вальтеру Коонсу на вопрос, "что такое Музыка" сказал: «Это тихая лунная ночь; это шелест живых листьев; это отдаленный вечерний звон; это то, что родится от сердца и идет к сердцу; это любовь! Сестра музыки - это поэзия, а мать ее - грусть!».

Большая часть романсов Рахманинова, которые прозвучат в программе – это тоже малознакомые широкой публике страницы камерной музыки композитора. В них представлена поэтическая культура рубежа XIX – XX веков: женская поэзия этого времени (стихи Галины Галиной, Екатерины Бекетовой), стихи ярких представителей Серебряного века (Д. Мережковского, И. Северянина, И. Бунин). Уникальные романсы, написанные Рахманиновым на прозаические тексты – монолог Сони «Мы отдохнем» из пьесы А. П. Чехова «Дядя Ваня» и «Письмо к К.С. Станиславскому от С. В. Рахманинова» к 10-летию МХТ – переносят нас в великую эпоху становления русского театра.

Алексей Гориболь открывает широкому слушателю не только мало известную музыку, но и молодые таланты, многие из которых получив старт и бесценные уроки камерного исполнительства в ансамбле с Алексеем Гориболем, стали подлинными звездами не только отечественной, но и мировой музыкальной культуры — это, например, выдающиеся певцы Олеся Петрова (меццо-сопрано), Б. Волков (тенор) и Борис Пинхасович (баритон).


Программа концерта

1 отделение

Ян Сибелиус. Первый поцелуй (Den första kyssen), Op. 37 №1, слова Й.Л. Рунеберга

Лееви Мадетойя. Тёмные травы (Yrtit tummat), Op. 9 №1, слова Л. Онерва-Мадетойя

Лееви Мадетойя. Гейша (Geisha), Op. 9 №5, слова Л. Онерва-Мадетойя

Юрьё Килпинен. К песне (Laululle), Op. 52 №3, слова В.Э. Торменена

Юрьё Килпинен. Где бы я ни играл танец (Spiel ich wo zum Tanze auf), Op. 77 №3, слова Э. Сергеля

Юрьё Килпинен. Песня гор (Tunturilaulu), Op. 54 №4, слова В.Э. Торменена

Исаак Шварц. Четыре романса из к/ф «Станционный смотритель» (реж. С. Соловьёв) на стихи А. Пушкина: «Я ехал к вам», «Город пышный, город бедный», «Не спрашивай, зачем», «Дорожные жалобы»

Исаак Шварц. Романс «Как над горячею золой» (Из музыки к спектаклю «Дядя Ваня» (реж. С. Соловьёв), слова Ф. Тютчева

Исаак Шварц. Романс «И цветы, и шмели», слова И. Бунина

2 отделение

Оскар Мериканто. Как над горячею золой (Kuin hiipuva hiillos tummentuu), Op. 47 №2, слова Севери Нюман

Тойво Куула. Ночь (Yö), 1906, слова Эйно Лейно

Тойво Куула. Лесная дева (Sinipiika), Op. 23 №1, слова В.А. Коскенниеми

Тойво Куула. Летняя ночь на кладбище (Kesäyö kirkkomaalla), Op. 6 №1, слова В.А. Коскенниеми

Тойво Куула. Вересковая магия (Heidezauber), Op. 24 №4, слова А. Йельта

Сергей Рахманинов. «Она, как полдень, хороша», Соч. 14 No9, слова Н. Минского

Сергей Рахманинов. «Всё отнял у меня», Соч. 26 No2, слова Ф. Тютчева

Сергей Рахманинов. «Пред иконой», Соч. 21 No10, слова А. Голенищева-Кутузова

Сергей Рахманинов. «Христос Воскрес», Соч. 26 No6, слова Д. Мережковского

Сергей Рахманинов. «У врат обители святой», 1890, слова М. Лермонтова

Сергей Рахманинов. «Мы отдохнём», Соч. 26 No3, слова А. Чехова («Дядя Ваня», IV действие)

Письмо К. С. Станиславскому от С. Рахманинова, 1908

Информация об исполнителях:

Иван Сизов (баритон) - молодой перспективный петербургский певец, обладающий необыкновенно красивым голосом. С 2017 г. — студент Санкт-Петербургской Государственной Консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, класс доцента, н. а. РФ, М. И. Кита. Класс камерного пения доцента М. В. Мурадян. С 2022 г. — ассистент-стажёр Санкт-Петербургской Государственной Консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, класс доцента, н. а. РФ, М. И. Кита.

Лауреат следующих конкурсов:

I премия I Международного конкурса музыкальной миниатюры, 2016 г., Санкт- Петербург.

II премия Всероссийского конкурса старинного романса им. А. А. Алябьева, 2017 г., Санкт-Петербург.

Специальный приз Фонда поддержки и развития молодёжного исполнительского искусства «Камерата Ирины Шараповой» за артистизм и проникновенность исполнения, 2017 г., Санкт-Петербург.

Приз «Надежда» IX Международного фестиваля-конкурса вокально- фортепианных дуэтов «Три века классического романса», 2018 г., Санкт- Петербург.

III премия I Международного конкурса оперных певцов им. Н. П. Охотникова, 2019 г., Санкт-Петербург.

Гран-при IV Международного открытого вокально-хорового конкурса- фестиваля «Царскосельский», 2020 г., Санкт-Петербург.

II премия IX Международного конкурса «Санкт-Петербург в зеркале мировой музыкальной культуры», 2021 г., Санкт-Петербург.

II премия VII Международного конкурса камерного пения имени Георгия Свиридова, 2021 г., Курск.

Лауреат 50 Всероссийского смотра-конкурса вокалистов-выпускников музыкальных вузов, 2022 г., Санкт-Петербург.

Неоднократно выступал в концертных залах Санкт-Петербурга и Ленинградской области (Малый зал Филармонии им. М. И. Глинки, Академическая Капелла Санкт-Петербурга, Зал Прокофьева (Мариинский театр), Петрикирхе, Яани Кирих, Музей-усадьба Г. Р. Державина, Музей- квартира Н. А. Римского-Корсакова, Музей политической истории России, Белый зал Политехнического Университета и др.), Калининграда (Кафедральный собор), Выборга (Библиотека Алвара Аалто) и др.

Исполнял партии в операх Н. Римского-Корсакова («Кащей Бессмертный», «Царская невеста»), П. Чайковского («Евгений Онегин»), Г. Пёрселла («Дидона и Эней») и А. Сальери («Сначала музыка, а потом слова»). Принимал участие в оперных постановках Санкт-Петербургской Государственной Консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.

Алексей Гориболь – пианист, музыкальный деятель, продюсер, художественный руководитель фестивалей и культурно-просветительских проектов, Заслуженный артист России. О нем говорят: «Едва ли не лучший камерный музыкант страны», «личность с невероятно широким творческим кругозором», «мастер переплетать красивые идеи и жанры, устанавливать связи между временами», «его энергии подвластно соединять творческие судьбы». Эту многогранность и личностную притягательность музыканта очень точно отражают все программы артиста и, в частности, подготовленная к его юбилею.

Концерты А.Гориболя, одного из выдающихся отечественных мастеров камерного ансамбля, проходили в крупнейших культурных центрах России, а также в Carnegie Hall (Нью-Йорк), John F.Kennedy Center for the Performing Arts (Вашингтон), Konzerthaus (Вена), Wigmore hall, (Лондон), Берлинской филармонии, Gewandhaus, (Лейпциг), Concertgebouw (Амстердам).

Гориболь является обладателем уникально обширного репертуара от Баха до новейших сочинений наших дней, а также эксклюзивным исполнителем фортепианной и киномузыки Микаэла Таривердиева и Исаака Шварца. С 1989 года Алексей Гориболь является инициатором и музыкальным руководителем многих проектов, связанных с творчеством выдающегося российского композитора Леонида Десятникова. Записанный под его руководством саундтрек Л. Десятникова к фильму «Москва» удостоен гран-при Всемирного биеннале в Бонне (2002).

С 2004 по 2007 гг. руководил Фестивалем искусств в Костомукше (Карелия). В 2008 году стал инициатором и художественным руководителем двух фестивалей камерной музыки: Левитановского музыкального фестиваля в Плёсе и Российско-финского музыкально-поэтического фестиваля «В сторону Выборга». В 2022 году с успехом прошел уже 15-й фестиваль «В сторону Выборга».

Алексей Гориболь – инициатор ряда проектов, соединяющих музыку, театр, поэзию, с участием выдающихся российских артистов: Светланой Крючковой, Ингеборгой Дапкунайте, Данилой Козловским, Ксенией Раппопорт, Чулпан Хаматовой, Сати Спиваковой, Владимиром Кошевым и др. В разные годы Алексей Гориболь выступал инициатором и художественным руководителем масштабных монографических фестивалей Петра Чайковского, Дмитрия Шостаковича, Бенджамина Бриттена, Валерия Гаврилина в Большом театре России, Санкт-Петербурге и региональных культурных центрах России. Он сотрудничает с Большим театром России, Мариинским театром, Александринским театром, Пермским театром оперы и балета, Театром наций, театром «Мастерская Петра Фоменко», Институтом имени Гёте, Институтом Финляндии в Санкт-Петербурге, Британским советом, «Фондом Микаэла Таривердиева», «Фондом Дианы Вишневой».

В творческом багаже пианиста выпуск более тридцати компакт- дисков. В 2019 году удостоен премии «Парабола» Фонда Андрея Вознесенского за диск с записью фортепианного цикла «Буковинские песни» Леонида Десятникова на фирме «Мелодия».

Яндекс.Метрика