TO-classic
О насКак нас найти?
RSS лента  
info@classic-ivanovo.ru
Видеозаписи      Аудиозаписи      Фотогалерея      Статьи

07

12/2017

Борис Кузнецов (1925 - 1970). Живопись

7 декабря в 17.30 - открытие выставки "Борис Кузнецов (1925 - 1970). Живопись".

Борис Моисеевич Кузнецов

В моем понимании коллекционирование - это не только собирательство и сохранение красоты, но еще и популяризаторская деятельность, которая, может статься, и есть самое интересное в жизни коллекционера.

В 2004 году мне удалось познакомить широкую публику с творчеством Александра Александровича Леонова, устроив персональную (посмертную) выставку в Ивановском областном художественном музее (ИОХМ). И вот теперь мы представляем на суд зрителей совместный проект с галереей «Классика», посвященный Кузнецову Борису Моисеевичу.

Борис Кузнецов окончил институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в 1958 году. Искусствовед, художник, участник ивановских областных выставок во многом предвосхитил тенденции развития Ивановской школы живописи в более позднее время. В своих работах пытался развивать философию художников-новаторов 30-х годов ХХ столетия. Его творческая манера письма расходилась с общепринятыми канонами реалистической школы. Смею предположить, что своим творчеством и искусствоведческими воззрениями он невольно определил тенденцию в развитии многих маститых художников, работавших в ивановской области. Его широта взглядов, образованность, а также способность к анализу творчества художников помогли ему сформировать музейную экспозицию Ивановского областного художественного музея. Из воспоминаний Галины Сорокиной, кандидата исторических наук, бывшего старшего научного сотрудника музея: «Главная роль и в создании экспозиции и в дальнейшей работе музея, безусловно, принадлежала искусствоведу и художнику Борису Моисеевичу Кузнецову, человеку в высшей степени неординарному, бесконечно преданному искусству, музею, работе и любимым художникам. Искусство составляло смысл его существования, образ его жизни. Он обладал завидными знаниями, любил музыку, не пропускал ни одного концерта молодых и маститых исполнителей, выступавших в те годы в первой аудитории медицинского института. Много читал, ходил на лыжах. В издательстве «Художник РСФСР» вышли его небольшие монографии о Е. Грибове и М. Малютине. Незадолго до кончины Борис Моисеевич защитил в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Академии художеств СССР диссертацию «Народные основы творчества А.П. Рябушкина». А вот диплом кандидата искусствоведения он получил уже в больнице, буквально за несколько дней до смерти. Он радовался, а врачи и сестры украдкой плакали.».

В моей коллекции есть необычайной силы и драматизма портрет «Доктор». После того, как я узнал историю с болезнью Бориса Кузнецова, мне сразу стал понятен этот пронзительный взгляд портретируемой, которая, наверное, знала неотвратимый диагноз, но изо-всех сил старалась поддержать в художнике веру на выздоровление.

Представленную коллекцию можно считать первой персональной (посмертной) выставкой художника. Она уникальна по своему значению, поскольку известных работ Бориса Моисеевича не так уж много: в фондах ИОХМ есть портрет женщины да еще пейзаж у знакомого коллекционера. Выставка охватывает компактный период его творческого расцвета и раскрывает его как многожанрового художника. Здесь и портрет, и пейзаж, и натюрморт. В каждом жанре он пытается найти образность, переданную через цвет, и особую пространственную компоновку, иногда в ущерб реалистичности.

Исключительно интересен портрет художника Ивана Никандровича Нефедова. Простота колорита подчеркивает глубину образа немолодого, много повидавшего человека. В эмоциональном строе портрета гармонично сплетены настроения грусти, тревоги с теплотой и сердечностью. И самое главное - автору удалось поймать естественное движение портретируемого, словно была нажата кнопка «Пауза». Одно мгновение, и Нефедов продолжит прерванный разговор с невидимым собеседником.

Как бы в противовес этому портрету мы видим работу «Портрет мужчины в красном», где основной акцент сделан на цвете, и через цвет передается эмоциональное состояние неизвестного. Вольно или невольно по своей стилистике он адресует нас к творчеству художников-новаторов 30-х годов ХХвека. Художник не боится экспериментировать с цветом и в пейзаже. Спокойный в гармоничной цветовой гамме этюд «Горы и море» контрастирует с импрессионистическим пейзажем «Осенний калейдоскоп».

В свое время, когда я увидел большую часть этих работ, бережно сохраняемых в мастерской Марка Ивановича Малютина, меня поразила их энергетика и необычность для традиционной ивановской школы живописи. Потом я их выкупил и совершенно случайно приобрел еще несколько пейзажей этого замечательного художника. Составилась коллекция работ талантливого человека, охватывающая совсем небольшой период его творчества. В настоящее время коллекция находится в фондовом хранении Музея фарфора лаков и живописи в Плёсе, а два портрета «Доктор» и «Портрет художника И.Н. Нефедова» размещены в его постоянной экспозиции «Портрет ХХ века».

Юрий Марушкин


Вход свободный.


Оставить отзыв
Яндекс.Метрика